Архитектура Германии: пфальцы и бурги

Архитектура Германии: пфальцы и бурги

Архитектура Германии: пфальцы и бурги.

В период становления раннефеодальных отношений и господства натурального хозяйства германские племенные объединения не знали политических центров. Даже империя Карла Великого не имела столицы, и центром его обширных владений каждый раз становился любой пункт на время очередного пребывания в нем императорского двора. Чаще всего это было одно из личных поместий императора, где его жилище-дворец («пфальц») со всем тяготевшим к нему комплексом сельскохозяйственных сооружений, подобно позднеримской вилле, либо окружался системой земляных укреплениий, либо защищался замком, «бургом», расположенным на соседнем холме.

С момента возникновения императорского пфальца как укрепленного ансамбля с характерной регулярностью планировки его важнейшим элементом оставался «палас», т. е. блок парадных помещений, или собственно дворец. Формы и конструкции романской архитектуры, развивавшиеся в монастырском строительстве, оказались примененными и в раннем дворцовом зодчестве, осуществлявшемся теми же мастерами, что и храмостроение.

Романская часть пфальца в Госларе (Рис. 7) — результат перестройки в 1065— 1132 гг. более раннего дворца Генриха III (1039—1056 гг.). Дворец был сильно поврежден пожаром в конце XIII в. Существующее здание — плод капитальной реставрации 70-х годов XIX в. навеянной националистическими настроениями того времени. Еще в начале XIX в. в связи с угрозой обрушения был разобран высокий собор, под прямым углом примыкавший ко дворцу. Одно это в корне нарушило первоначальный облик ансамбля.

В интерьере дворца верхний, «имперский» зал имеет деревянное перекрытие; деревянные же столбы делят его пространство на два нефа. Перекрытия нижнего этажа — сводчатые. Единственным украшением фасада служат большие арки окон главного этажа, опирающиеся на романские колонки и сгруппированные по три, подобно церковным трифориям. В то время как пфальцы Карла Великого украшались за счет памятников Павии, Милана и Равенны, суровые массы Гослара от цоколя до капителей — плод самостоятельного творчества.

Обогащение форм в результате усложнения членений и возрастающей пышности декора, характерное для дальнейшего развития романской архитектуры Германии, с конца XII в. проникает и в дворцовые постройки. К сожалению, от позднейших пфальцев сохранились лишь руины Гельнхаузена, Вимпфена, Мюнценберга, говорящие о лучших пропорциях, о стремлении к большей торжественности и роскоши.

К типу императорских пфальцев примыкают пфальцы князей. Пфальц ландграфов Тюрингии — Вартбург — по своему богатству и масштабам мало чем уступал императорским (рис. 8). На вершине крутого холма в пределах каменных стен — два двора: нижний — хозяйственный и верхний — парадный, заключенный между главными постройками замка (двумя башнями, жилым корпусом и дворцовым блоком). По преданию, замок возник в 1067 г. и первоначальные стены его были деревянными. В XI—XII вв. он постепенно укреплялся каменными сооружениями, и в нем возникали новые элементы: надвратная башня, главный донжон, южная (дозорная) башня, жилые и хозяйственные постройки. Разрушения XVII—XVIII вв. привели к утрате большинства стратегических элементов. Сохранился лишь парадный дворец (1190—1250 гг.

Главный фасад, реставрированный в 1956 г. в отличие от Гослара имеет три яруса романских аркад (верхний этаж надстроен между 1230 и 1247 гг.). Арочные проемы нижнего яруса и здесь сгруппированы подобно трифориям, но в ритме изящных арок верхних ярусов, особенно второго, цезурами служат уже плоские пилястры, подведенные под карнизы. Оба карниза украшены аркатурным фризом хороших пропорций.

Возникший в блестящий период расцвета искусства и литературы средневековой Германии, называемого иногда «Штауфеновской классикой», этот дворец и в интерьерах отличался не меньшей пышностью убранства (особенно орнамент капителей). В Вартбурге в начале XIII в. происходили прославленные состязания миннезингеров, которым покровительствовали ландграфы тюрингенские, превратившие свою резиденцию в своеобразный центр светской культуры того времени. Интерьер дворца, как и весь ансамбль, реставрировался и перестраивался много раз. Превращенный ныне в музей, он мало соответствует первоначальному.

Германия не знала строго иерархических отношений феодальной Франции, и здесь политическому сепаратизму князей соответствовала буйная вольница многочисленного рыцарства. Князья зависели от неверной поддержки рыцарства: города были еще слабы, а монастыри не пользовались тем идейным влиянием, которое могло бы. как во Франции, обеспечить хотя бы периодическую и относительную безопасность дорог и поселений. Мелкое и среднее рыцарство предавалось откровенному разбою.

Холмы и утесы Германии усеяны руинами памятников этой анархии в таком числе, что ее иногда считали колыбелью архитектуры замков. На самом деле тектонические и стратегические качества этих «бургов» весьма невысоки и несравнимы с одновременными сооружениями того же типа во Франции. Оборона их обеспечивалась не столько средствами архитектуры, сколько естественной неприступностью участка. Развитие крепостной архитектуры Германии начинается со второй половины ХIII в. в связи с распространением фортификационного опыта крестоносцев.

Состояние развалин замков XI—XII вв. не позволяет восстановить даже приблизительную последовательность строительных этапов, тем более, что стилистические признаки, как правило, отсутствуют. Исключение составляют некоторые императорские и княжеские замки, важнейшим из которых была твердыня Штауфенов—Трифельз (в Пфальце). На высоте 566 м он венчает скалу, занимая неправильный участок плато с почти отвесными склонами (Ширина северного конца плато — 60 м, южного — всего 9 м; общая длина участка 160 м.). На двух соседних вершинах гряды высятся донжоны (прямоугольный в плане и цилиндрический) — Анебос и Шарфенбург, входившие в систему обороны Трифельза. Хозяйственные постройки, снабженные самостоятельными укреплениями, были расположены на склонах холма. Хотя замок Трифельз и упоминается в источниках еще в 1113 г. его расцвет относится к первой половине XIII в. когда Штауфены предприняли радикальную перестройку замка и отделку его интерьеров.

Постройка существующего донжона, сложенного на растворе из тщательно отесанных квадров, как и капеллы-эркера, напоминающей часовни сирийских замков XII—XIII вв. приписывается Фридриху I (1152—1190 гг.). От примыкавших к донжону дворцовых палат мало что сохранилось, но о великолепии их отделки свидетельствуют мраморные колонны и элементы облицовки, ныне рассеянные по зданиям соседнего города Анвейлера. Характер декора напоминает сицилийские постройки Фридриха II (1194—1250 гг.). К его же времени, вероятно, относится великолепная башня над колодцем, пробитым в скале на глубину 62 м. Неприступность этой крепости сделала ее местом хранения имперских регалий и казны Штауфенов.

Замок миннезингера Ульриха фон Лихтенштейн—Фрауенбург — известен по рисунку Фишера (1681 г). Здесь мощный прямоугольный в плане донжон ХШ в. также высится на узкой скале. Эта башня, заключавшая в себе и жилище владельца,насчитывала 6 ярусов. Судя по рисунку донжон был усилен двумя треугольными машикули; к нему примыкали фахверковые пристройки.

В другом горном замке XIII в. — Вильденберге (в Обервальде), помимо окружавшей его мощной крепостной стены, две другие разделяли все пространство в поперечном направлении на три двора. Сохранились укрепленные ворота среднего двора с надвратной романской капеллой (рис. 9), напоминающей эркер капеллы в Трифельзе. В развалинах «паласа» окна нижнего яруса — романские, верхнего — готические. Замок был разрушен в разгар крестьянской войны (1524—1525 гг.

В Германии сохранилось много дворцовых капелл. Однако эволюция этого типа от императорских дворцовых капелл начала IX в. (в Ахене и Нимвегене) через множество более скромных сооружений к роскошной композиции в Шварцрейндорфе (XII в.) относится уже к истории церковной архитектуры.

Что будем искать? Например,Человек