Крымские святыни — Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь

Крымские святыни — Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь

Мыс Фиолент. Здесь, неподалеку от Балаклавы и Севастополя, берет начало Главная гряда Крымских гор, в ста двадцати метрах от берега возвышается темная Георгиевская скала, или Скала Святого Явления (Святой камень). На ней хорошо виден семиметровый металлический крест, установленный в 1991г. взамен утраченного – каменного, а напротив – на Гераклейском холме – одна из наиболее древних православных святынь Крыма – Свято-Георгиевский монастырь.

Специалисты считают, что монастырь во имя Святого Георгия Победоносца возник в этих местах не ранее XVв., однако, согласно христианскому преданию, обитель была основана в 891 году моряками-греками, чудом спасшимися во время бури у мыса Фиолент (именно поэтому лестница, вырубленная когда-то монахами на горном склоне и спускающаяся от монастыря к морю, насчитывала 891 ступень – по одной на каждый год; в настоящее время их немного меньше).

Тогда поднявшимся на скалу морякам явилась икона Святого Георгия Великомученика Победоносца. Вернувшись в эти места через год, греки в благодарность о спасении основали здесь пещерный монастырь, в одну из пещер которого была помещена та чудесно появившаяся икона. Долгие годы монастырь относился к Константинопольскому патриархату – именно оттуда назначали настоятелей, причем, как правило, в чине митрополита. В XVIIIв. в ходе борьбы России за Крым местное христианское население вынуждено было переселиться в Приазовье и на Дон, а в Константинополь были вывезены все архивы монастыря (так же, как и значительное количество серебряных изделий), которые, к сожалению, так и не был потом возвращены.

После присоединения Крыма к России (с 1783г.) Св.Георгиевский монастырь был переподчинен Священному Синоду и стал именоваться Балаклавским Георгиевским монастырем. 23 марта 1806г. был утвержден его штат, состоящий из настоятеля, четырех иеромонахов, а также 13-ти иеромонахов специально для Российского Черноморского флота (через семь лет число «флотских» монахов удвоили). По этой причине и монастырь стали официально именовать флотским. Однако все эти годы он оставался очень маленьким и постепенно разрушался. Даже каменный храм Св.Георгия пришел в совершенную негодность. Требовались средства на обновление обители. Три тысячи рублей пожертвовал сам адмирал Ф.Ф.Ушаков, а также Великий Князь Николай Павлович – будущий император Николай I; приняли участие и севастопольские купцы. Немалую поддержку и пожертвования постоянно оказывал князь А.Н.Голицын – оберпрокурор Святейшего синода (часто приезжая в свое имение в Гаспре, он непременно наведывался и в обитель).

Монастырь во имя Святого Георгия Победоносца

Наконец к 1809 году появилась реальная возможность строительства нового храма. Знаменательно то, что в ходе перестройки старой церкви Святого Великомученика Георгия рабочие наткнулись на засыпанную пещеру – остатки древнего пещерного храма. В 1814г. новый храм принял верующих. У входа появились мемориальные мраморные доски с перечислением благодетелей храма и всех царственных особ, бывавших в монастыре.

Особо хочется отметить одно из последних посещений монастыря императором Александром I – старшим сыном Павла I и любимым внуком Екатерины II (с 1801г. стоявшем на Российском престоле). Он прибыл в Крым в конце октября 1825 года и посетил многие города: Симферополь, Алупку, Ливадию, Ялту, Бахчисарай, Евпаторию, Севастополь, а также Балаклаву, из которой отправился в монастырь верхом на лошади и, несмотря на осенний пронизывающий ветер, в одном мундире. К тем годам Александр I стал тяготиться бременем управления государством и искал утешения и успокоения в религии. Неизвестно, о чем тогда беседовали в монастыре Император и митрополит Агафангел, но вряд ли была та царская поездка случайной… Государь знал митрополита Агафангела Типальдо и ранее. Они познакомились в Венеции, где этот образованный, окончивший академию священнослужитель (родом из греческой дворянской семьи), служил экзархом. Агафангел тогда произвел на всю августейшую семью самое благоприятное впечатление, и когда прежний настоятель Балаклавской обители митрополит Хрисанф в 1824г. скончался, то сам Император предложил назначить его преемником митрополита Агафангела Типальдо, принявшего для этого российское гражданство. Через две недели после Крымской поездки 48-летний Александр I, прибывший в Таганрог, скоропостижно скончался от простуды или… действительно, как некоторые поговаривали с того момента начал новую жизнь, став «таинственным старцем Федором Кузьмичем», скрывавшимся затем от всех и вся в Сибири.

А монастырь тем временем, оставаясь на долгие 30 лет под началом митрополита Агафангела, не только жил, но и укреплялся, и достраивался. В 1850г. там приступили к строительству еще одного храма – во имя Воздвижения Честного Креста (на сегодняшний день от всего здания осталась лишь колокольня). Облагородили серо-зеленым гранитом монастырский источник на нижней террасе, вмонтировав над ним мраморное изображение небесного покровителя монастыря – Георгия Победоносца. Популярность монастыря росла, так что пришлось построить новую гостиницу и офицерские флигеля (некоторые отставные одинокие военные доживали там свой век).

Трагическим для Крыма днем 14 сентября 1854 года Балаклаву захватили англичане и французы, будучи союзниками Турции в Крымской войне. Примечательно, что это случилось именно в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, словно испытание (крест), посланное с небес. Монастырь фактически был оккупирован: монахам запрещено было покидать территорию обители, в которой французы, построив 8 деревянных бараков, устроили госпиталь. К слову сказать, в этом госпитале вела свою подвижническую деятельность одна из первых сестер милосердия, известных в мире, – англичанка Ф.Найтингейл. Память о ней долгое время почиталась монахами: они охотно и с уважением показывали посетителям монастыря покои, в которых жила эта мужественная женщина. Монахи же несли свой крест: флотские иеромонахи от монастыря, находившиеся к началу осады Севастополя на судах, во флотских экипажах, принимали участие в защите города; в обители же все два года осады не прекращалась служба, ежедневно совершались молебны в защиту русского оружия против захватчиков. И небо услышало… У Балаклавских берегов разразилась такая буря, какой не видывали еще на Черном море – волны до 40м (!) высотой буквально разметали вражескую флотилию, как игрушечные кораблики из ореховых скорлупок (см. статью на нашем сайте).

Этот ураган стоил жизни полутора тысячам моряков неприятельского флота. Кроме того, не иначе как молитвами монахов, неимоверно лютой для Крыма наступила и зима 1854/55гг. Холод и болезни пришли на смену буре… Нужно сказать, что разразившийся на Черном море 2 ноября 1854г. шторм не пощадил и самого монастыря: повредил церкви и колокольню, сорвал на большинстве зданий крыши. Кроме того, неприятельские войска уничтожили монастырские сады и виноградники, вырубили принадлежавшие монахам леса, разрушили Некрополь с захоронениями многих почивших не только монашеского чина, но и известных светских людей: князей, министров и видных военных. И еще одна беда: перед уходом из Крыма союзники прихватили и несколько наиболее древних икон.

Одна из них чудом вернулась в обитель через 12 лет. В лавке Висбадена ее увидел флигель-адъютант гвардии полковник Н.Н.Толстой, купил, привез в С.-Петербург и передал Императрице Марии Александровне, которая возвратила икону в монастырь (речь идет об иконе во имя Святых Симеона Персидского, Анастасии Узорешительницы и Великомученицы Параскевы). Покидали Балаклаву 30 июня 1856г. английские корабли под перезвон колоколов: в монастыре шла служба в честь 12 Апостолов. Поминали святых, а также всех погибших защитников крымской земли; величали живых. Всех монахов Свято-Георгиевского монастыря наградили медалями «За защиту Севастополя», а также специальными наперсными крестами на Владимирской ленте с надписью: «На тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки». С гордостью носили монахи на рясах заслуженные награды. Хочется добавить лишь к этому одно из чудесных пророчеств Преподобного Серафима Саровского (1759-1833гг.), некогда поведавшего одному из мирян, что «…на Россию восстанут три державы и много изнурят ее; но за Православие Господь помилует и сохранит ее». Только потом стало понятно, что речь ведь шла о Крымской войне…

В последующие мирные годы монастырь стал постепенно восстанавливаться. В особенности стараниями весьма энергичного игумена Никандра, поставленного настоятелем с 1890 году. Он решил возобновить древний пещерный храм, найденный когда-то в скале. Позднее в ходе работ была отрыта еще одна пещерная церковь с несколькими службами (приглашенные специалисты датировали находку приблизительно IX в. – возможно, что именно с нее когда-то начиналась история Свято-Георгиевского монастыря). К сожалению, эту церковь просто законсервировали и с тех пор не открывали. Пещерному храму Рождества Христова повезло больше. Его взялись восстанавливать специалисты-архитекторы очень высокого класса Н.М.Чагин и В.А.Фельдман на средства очень богатого и незаурядного человека А.А.Максимова (позднее – городского головы Севастополя). Реставрационные работы были завершены к 1893 году. Несмотря на значительные утраты, фасад этой церкви, выполненный из белого инкерманского камня в классическом греческом стиле, и сейчас поражает красотой, изяществом и тщательностью отделки.

Свято-Георгиевский монастырь близ Балаклавы

В те памятные для монастыря годы, 1000-летие со дня основания, на скале Св.Явления, где, согласно легенде, спасшиеся греки обнаружили икону Георгия Победоносца, воздвигли каменный крест с изображением святого и датами «891-1891» (в советское время – в 1929г. крест разрушили с тем, чтобы через пол-века снова восстановить). В ходе празднования был подготовлен и издан альбом с видами монастыря, который сразу стал библиографической редкостью (тираж 1тыс.экз.). В папке с золотым и серебряным тиснением он был подарен Императору и Великим князьям, Королю Греции, членам синода и др. важным особам (экземпляр этого альбома сегодня можно увидеть в Ливадийском дворце). Только главную святыню монастыря – икону Георгия Победоносца тогда вернуть не удалось (вывезенная греками в Мариуполь еще XVIIIв., она находилась там в Харлампиевском соборе); была снята только точная копия. Теперь эта икона хранится в Киевском Государственном музее, хотя ее законное место, конечно же, в Свято-Георгиевском монастыре. Потом, в начале ХХв. на территории обители собирались возводить обширный соборный храм в византийском стиле во имя Вознесения Господня, на месте будущего строительства которого Николаем II и Императрицей были заложены первые камни с «памятной серебряной доской о закладке храма». Увы, но эти первые камни оказались и последними… Грянул семнадцатый год.

В связи с этим хочется обратиться еще к одному знаменательному событию, произошедшему в обители буквально перед этим трагическим для всей России и Императорской семьи годом. Вот что вспоминал потом в эмиграции его очевидец -граф Д.С.Шереметев: «Государь отправился с Императрицей в Георгиевский монастырь, но на этот раз Его никто не ожидал. Игумен и братия были очень удивлены и обрадованы Высочайшим посещением. Мы вошли в церковь, и начался молебен… Вдруг за дверями храма раздался шум… Государь удивленно повернул голову… Я вышел из храма и вот что узнал от стоявших монахов: в утесах, по слухам, живут два схимника, которых никто из монахов никогда не видел, и вот произошло невероятное событие, потрясшее всех – эти два старца поднимались сюда по крутой лестнице, ведущей со стороны моря… О прибытии Государя им, конечно, ничего не могло быть известно. Когда окончился молебен, Государь и Императрица вышли из храма, перед ними стояли два древних старца. У одного была длинная бела борода. Они оба молча поклонились Государю до земли. Государь, видимо, смутившись и ничего не сказав, медленно и им поклонился… Не предвидели ли эти монахи-схимники судьбы России и царской семьи и не поклонились ли они тогда в ноги Государю Императору Николаю II, как Великому Страдальцу Земли Русской?..»

В 20-х годах пал и последний рубеж царской России – Крым, а в 1929г. по известным причинам балаклавские церкви были закрыты, так же как и Георгиевский монастырь. Строения и часть территорий перешли курортному тресту; Храм же Святого Георгия просто снесли. На некогда монастырских землях расположились совхозные фермы. За эти годы множество разрушений постигло многострадальное Святое место, но рано или поздно все возвращается на круги своя… В 1993г. часть земель и полуразрушенных строений была возвращена вновь созданному Свято-Георгиевскому мужскому монастырю Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московской патриархии. С тех пор не прекращаются восстановительные работы, действует пещерная церковь – монастырь возрождается.

Из каждого города Крыма посредством экскурсионных фирм к монастырю организуются паломнические поездки, но можно добраться и самому из Севастополя: от ж/д вокзала ТР№ 3,7,9 до ост.»Золотой ключик», далее – ТР№ 6,10 до ост. «к/т Россия», далее авт.№19,72 до ост.по требованию «Монастырь».

Автор: Юлия Самарина

Что будем искать? Например,Человек